Реформа здравоохранения - какая модель подходит Беларуси


Реформа

Несмотря на официальные сообщения о высочайшем уровне отечественной медицины, выдающихся достижениях белорусских врачей в некоторых секторах здравоохранения, уровень удовлетворенности населения доступностью, качеством, эффективностью медицинского обслуживания остаётся невысоким.

"Наверное, вот эти успехи и похвала со стороны международных организаций, ВОЗ вам вскружили голову. Подумаешь, мелочевка какая-то… Люди жалуются, очереди в поликлиниках, хамство со стороны врачей повальное. Откройте любое СМИ, в интернет посмотрите, социальные сети - вы там увидите свою работу", - обратил внимание глава государства. "При всех социологических опросах, какой ни проводишь, как минимум в пятерку негатива вы всегда попадаете. Жалуются на равнодушие, плохое отношение, особенно там, где люди лечатся, - на местах, - отметил Александр Лукашенко. - Хирургия, гинекология, терапия, кардиология… Находятся на лечении обычные люди. Посмотрите на них, как они реагируют на вашу работу, - там проблем выше крыши, а вы по верхушкам полетели" - цитировало выступление Президента на совещании 11 сентября 2018 г. агентство БЕЛТА.

Исходя из таких оценок, реформирование системы здравоохранения выглядит не модной блажью, а неизбежной перспективой. В этой связи интересно изучить опыт других стран, уже прошедших такой путь.

Сегодня мы предлагаем нашим читателям выдержку из публикации Юрия Веселова "Реформа здравоохранения - декларация или реальность?", размещенную на сайте belrynok.by, а именно ту её часть, где рассказывается о примерах действующих моделей стран – лидеров ВОЗ по основным параметрам эффективности и качества. И хотя статья опубликована около 2,5 лет назад, её актуальность по известным причинам отнюдь не снизилась. 

Какой образец для подражания можно выбрать?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует провести сравнительный анализ действующих моделей стран – лидеров ВОЗ по основным параметрам эффективности и качества. Благо существующая статистика позволяет это сделать. Но прежде следует дать краткую характеристику наиболее распространенным моделям.

В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.

Это: платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования и система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Наиболее ярко она представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения — частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда — системой частного страхования.

Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель характерна сегодня для Великобритании и некоторых европейских стран. Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной.

Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования (ОМС) всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов.

Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, стран Бенилюкса, Швейцарии, Канады и Японии.

В социально-страховую модель включены элементы и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной. Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны, но эффективность и качество функционирования их все-таки существенно выше, чем советская система здравоохранения академика Семашко, доставшаяся в наследство суверенной Беларуси и не реформированная до сих пор. В представленной ниже таблице на основе данных ВОЗ представлены основные характеристики этих трех моделей.

Тип модели

Социально-страховая модель

Государственная

Рыночная

Страна

Франция

Великобритания

США

Принцип, лежащий в основе модели

Медицинская услуга — квазиобщественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь.

Медицинская услуга — общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый — за больного.

Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан.

 Доля расходов на здравоохранение в ВВП

8,5%

6,0%

14%

Источники финансирования

ОМС — 50% ДМС — 20% Госбюджет — 10% Личные средства — 20%

Государственный бюджет.

Частное страхование — 40% Личные средства — 20% Программы для пожилых и малоимущих –40%

Контроль за эффективностью расходования средств

 Контроль осуществляют страховщики: частные страховые фирмы и государственная организация социального страхования.

Контроль осуществляет – государство в лице Министерства здравоохранения.

Контроль осуществляется частными страховыми фирмами.

Доступность медицинского обслуживания

80% населения охвачено программами ОМС.

 Всеобщая доступность

Ограничивается платежеспособностью пациентов, программы для пожилых и малоимущих распространяются не на всех нуждающихся.

Ассортимент доступных медицинских услуг

Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС.

Широкий спектр профилактических мероприятий, набор лечебных услуг ограничен производственными возможностями.

Самые разнообразные лечебные и профилактические медицинские услуги.

Использование новых технологий

Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий.

Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно.

Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляются в сфере здравоохранения.

Регулирование цен на медицинские услуги

Регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год.

Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов учитывающих половозрастной состав населения.

 Регулирование практически отсутствует. Цена формируется в результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ.

Вывод, который можно сделать из сравнительного анализа применительно к условиям переходного периода белорусской социально-экономической системы к рыночной экономике инновационного типа, будет однозначным. В связи с ростом потребности людей в медицинском обслуживании при условии их обеспечения в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) на минимально допустимом уровне потребуется консолидировать все возможные источники привлечения средств. В условиях дефицита государственного бюджета и низких доходов населения только социально-страховая модель с многоканальной системой финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) способна решить эту задачу.

Другими словами, реформирование белорусской модели наиболее целесообразно начать с создания системы страховой медицины в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) с широкими возможностями стимулирования граждан и бизнеса к развитию ДМС. Опыт подобного реформирования есть у нас под боком в России, где значительно раньше, чем у нас была сформирована смешанная модель государственно — рыночного формирования и регулирования рыночных структур и процессов во всех отраслях экономики, включая здравоохранение. Создание единого рынка товаров и услуг в Союзном государстве и в рамках ЕАЭС должно обеспечивать население стран-участниц этих межгосударственных объединений адекватными возможностями получения услуг в области образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Иначе создание единого рынка труда будет долгим и неэффективным.