Жалоба


Подача письменной жалобы при нарушении прав ВИЧ-инфицированного лица

Жалобу следует подавать в орган, который обладает соответствующей компетенцией и полномочиями разрешить вопросы, содержащиеся в таком обращении. Как правило, письменная жалоба на действия медицинских работников подается:

  • главному врачу организации здравоохранения;
  • в управление здравоохранения облисполкома,  комитет по здравоохранению Мингорисполкома;
  • в Министерство здравоохранения;
  • в Прокуратуру.

Никто не запрещает обращаться с жалобами и в другие инстанции, которые на взгляд заявителя могут способствовать восстановлению его прав (например, в Администрацию Президента Республики Беларусь), однако, как правило, в такие органы следует обращаться, когда предыдущие жалобы в  компетентные органы были рассмотрены неполно. 

Чтобы реакция на жалобу была результативной, следует соблюдать следующие два условия: обоснованность и своевременность жалобы.

Обоснованность означает наличие в жалобе указаний на то, какие конкретно законные права и интересы пациента были нарушены или ущемлены. Кроме того, в жалобе должны быть указаны конкретные факты, свидетельствующие о предполагаемом нарушении. Кратко указывается информация о том, кто, где, когда, каким образом совершил действия или бездействие, которые расцениваются заявителем как нарушение его прав.

Своевременность предполагает немедленное обращение с жалобой после того, как выявлены правонарушающие действия. Нет запрета обращаться с жалобой и в более поздние сроки, однако, эффективность рассмотрения таких жалоб более низкая.

Если жалоба относится к действиям медицинского работника организации здравоохранения, то желательно, чтобы первой инстанцией был главный врач. Одна жалоба может быть подана сразу в несколько инстанций, как правило, в случаях, требующих немедленного и неординарного реагирования на ситуацию. Допускается отправление жалобы по факсу.

Подача жалоб в надзорные и контролирующие органы — это один из инструментов решения проблемы.

Что необходимо предпринять, если вы обратились в медицинскую организацию для очередного обследования/лечения и/либо получения препаратов, но в ходе приема у своего лечащего врача получили отказ в оказании услуги, назначении/выдаче препаратов, или ваши препараты были заменены на другие без медицинских показаний (обратите внимание: случаи, когда действующие вещества у выданных препаратов остались прежними, не являются сменой схемы лечения).

  • Вам необходимо в максимально короткое время обратиться к заведующему отделением; далее – к главному врачу организации здравоохранения или его заместителю;

1. Заведующему/главному врачу отделения/ данного медицинского учреждения.

Напишите жалобу на имя заведующего отделением/главного врача по образцу, запишитесь на прием и сначала устно озвучьте свою проблему. В случае положительного ответа ожидайте выдачи положенных Вам препаратов в течение трёх рабочих дней либо оказания положенной Вам услуги. В случае отрицательного ответа (например: «лекарств нет, и не будет!») подавайте жалобу, написанную раннее в двух экземплярах. Обязательно, заверьте её у секретаря!

Как показывает практика, большая часть затруднительных и конфликтных ситуаций может быть разрешена на данном уровне, кроме того, такое решение вопроса будет более оперативным. Рассмотрение жалоб и заявлений пациентов — это обязанность главного врача.

 

Если ответ главного врача не будет получен, то следует написать обращение в структуру Министерства здравоохранения вашего региона - руководителю органа управления здравоохранением (начальнику управления здравоохранения облисполкома, начальнику комитета по здравоохранению Мингорисполкома) и Министерство здравоохранения. Стандартный срок ответа на любое обращение составляет 30 дней, но, поскольку вопрос касается вашего здоровья и жизни, достаточно выждать одну неделю после обращения к главному врачу

Самый простой способ — отправка жалоб через электронную приемную. Сделать это можно в разделе «обращение граждан» на сайте Министерства здравоохранения вашего региона.

Также отправьте ваши жалобы через интернет-приемные Министерства здравоохранения http://www.minzdrav.gov.by/ministerstvo/elektronnye-obrashcheniya.php.

!Заполните заявления по образцу и высылайте либо скан подписанной копии, либо фото (хорошего качества) подписанного заявления.

3. Также, от имени нашей организации МОО «Социальная помощь», мы можем написать и отправить запросы в медицинские структуры Беларуси. Сделать это возможно при Вашем согласии использования Вашего заявления в качестве прилагаемого фактического материала организаций МОО «Социальная помощь».

!Заполните заявления по образцу и высылайте либо скан подписанной копии, либо фото (хорошего качества) подписанного заявления на pazient.by@gmail.com.

 

Все эти меры, как показала практика нескольких лет, в течение которых мы ведем данную работу, приносят положительный результаты.

Главное — сохраняйте спокойствие. Не грубите, говорите спокойно и уверенно. Помните, что изменение ситуации зависит именно от вас. Важно, чтобы наши с вами действия были согласованными и слаженными.

 

Примерный образец жалобы

Начальнику управления здравоохранения Витебского облисполкома от гражданина Петрова Анатолия Александровича, 1970 г.р., проживающего по адресу: г. Витебск, пр-т Пушкина, д.20, кв.7, тел 23-45-76

 

 

Жалоба

на отказ от предоставления антиретровирусной терапии

 

Прошу рассмотреть вопрос о неправомерных действиях врача-инфекциониста 10-й поликлиники г. Витебска Смирнова В.Т. и восстановить мое право на охрану здоровье и предоставление медицинской помощи.

С марта 1999 г. я состою на учете у врача-инфекциониста Смирнова В.Т. с диагнозом «ВИЧ-инфекция», регулярно к нему обращался, добросовестно выполнял все назначения, без нарушения сроков проходил все необходимые лабораторные исследования. В январе 2006 г. состояние моего здоровья ухудшилось, после очередного обследования врач Смирнов В.Т. предложил мне начать антиретровирусную терапию, на которую я согласился, дав письменное подтверждение. С марта 2006 г. я стал получать антиретровирусные препараты (комбивир и эфавир), которые предоставляла мне 10-я поликлиника г. Витебска. В августе 2006 г. я был вынужден по семейным обстоятельствам выехать на два месяца в г. Санкт-Петербург, препараты в г. Витебске соответственно не мог получать, но курс терапии не прервал, принимал те же лекарства, предоставленные мне друзьями, проживающими в Санкт-Петербурге.

По возвращению в г. Витебск, я обратился к врачу Смирнову В.Т. для получения препаратов, но в этом мне было категорически отказано. Смирнов В.Т. заявил, что я прервал курс антиретровирусной терапии, что «никому неизвестно какие лекарства я принимал в Санкт-Петербурге» и что «если все так будут делать никаких медикаментов для всех больных не хватит». Также он мотивировал свой отказ тем, что надо менять схему приема препаратов, но у него таких препаратов для меня нет.

Мои обращения к главному врачу 10-й поликлиники также оказались безрезультативны. В настоящее время я действительно нахожусь под угрозой прерывания антиретровирусной терапии, так как у меня имеются медикаменты только на 15 дней приема.

Полагаю, что вышеуказанными действиями врача-инфекциониста Смирнова В.Т. мои права на охрану здоровья и предоставления медицинской помощи были грубо нарушены и прошу предпринять необходимые действия для регулярного обеспечения меня необходимым количеством антиретровирусных препаратов.

 

Петров А.А.

15 ноября 2006 г.